Почему Порошенко с Гройсманом не смогут поднять Украину
Завершились три года правления Президента Украины Петра Порошенко. Однако вместо значительного изменения к лучшему мы видим процветание коррупции и уменьшение объёмов общественного производства. В чём была ошибка выбора? Этот вопрос относится не только к выборам президента, но и назначению премьер-министра Владимира Гройсмана.


Возможно, дело в том, что один из них человек из бизнеса, а другой из регионального самоуправления. Причём, оба успешные. И они уже сформировались как таковые. И методы, с помощью которых они достигли успеха в своей предыдущей деятельности, для них являются единственно верными.

Однако, для управления государством нужны совершенно другие методы и другие рычаги. В бизнесе основными факторами успеха являются эффективность производства и хорошая реакция. В регионе – умение использовать внутренние ресурсы и способность «выбить» дополнительные ресурсы сверху.

В управлении экономикой страны главными факторами развития являются способность руководителя видеть экономику страны как единый механизм, а рычагами управления: налоги, процент и государственный заказ. Подобного опыта у наших лидеров нет. Можно было бы подучиться. Но уверенность в себе и в своём опыте сделать это мешает.

Это подтверждает отсутствие утверждённой на законодательном уровне стратегии экономического развития страны. В большинстве случаев успешные бизнесмены для управления страной оказываются отработанным материалом.

Между тем, для стран, которые оказываются в критическом политическом, экономическом или военном положении, характерно выдвижение на пост лидера нации харизматической личности. При этом специализация его профессии отходит на второй план. Например, в Польше в кризисный момент президентом страны стал электрик Валенса, а в Чехии – писатель Гавел.

Если в ходе реформ первоочередными были экономические проблемы, то за спинами революционных лидеров оказывались талантливые экономисты. В Грузии автором реформ был не Саакашвили, а Каха Бендукидзе. В Чили рекомендации Пиночету давал лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен. В фашисткой Германии – Ялмар Шахт. Не знаю, кто был советником Рузвельта, но сам Рузвельт не был ни бизнесменом, ни экономистом.

У нас же на слуху нет ни одного украинского экономиста со своими взглядами на экономическое будущее страны, который смог бы стать теневым лидером прогресса. В Украине отсутствуют открытые научные дискуссии по поводу путей достижения экономического роста. Ежегодные экономические саммиты в Киеве, по сути, являются формальными, а главными выступающими там становятся иностранцы. Экономическая наука живёт своей жизнью, а реальная экономика – своей.

Из сказанного следует вывод. Нам нужен президент-боец, желающий и способный справиться с олигархической системой, но с ним в одном ряду должны стоять достойные экономист, политик и военный.

А.Д. Криворак,
доцент Измаильского государственного гуманитарного университета






Друкувати
Найбільш популярні матеріали