Эксперт: медицинская реформа в Украине – путь к пропасти
В современных учебниках по экономической теории медицина и здравоохранение классифицируются как часть социальной инфраструктуры общественного производства. На первый взгляд, это естественно. Однако в действительности, это так только с позиции социального подхода. Если же подойти к проблеме здравоохранения с точки зрения политэкономии, то окажется, что здравоохранение является самой рентабельной (читай: прибыльной) отраслью хозяйственной деятельности.


Судите сами. Сколько стоит вылечить человека от воспаления лёгких? Курс пенициллина и оплата по больничному листу. А сколько стоит замена умершего от воспаления лёгких специалиста? Кто-то скажет – нисколько: примут на работу другого человека. Может быть. Но только в странах в высоким уровнем безработицы. В экономике же с полной занятостью на замену уйдёт тридцать лет времени и затраты по содержанию и подготовке нового специалиста. И затраты эти будут не соизмеримы с затратами на курс пенициллина.

В плановой экономике Советского Союза имел место, как известно, дефицит рабочей силы. Её пополнение за счёт естественного прироста – процесс длительный и затратный. Кроме того, к убыткам необходимо добавить упущенную прибыль, связанную с отсутствием умершего от болезни специалиста. По этой причине в стране уделялось пристальное внимание медицине и здравоохранению. Спорт, здоровый образ жизни, профилактические осмотры на производстве и в школах – всё окупалось сторицей. В центре внимания была медицинская наука. И деньги на это изыскивались, потому, что эти затраты окупались.

Мне памятен случай из далёкого прошлого. На заводе с пожилым командировочным специалистом из Германии случился сердечный приступ. Не менее пожилой врач скорой помощи быстро привёл его в чувство. Удивительно, но его первыми словами было:
- Хорошо, что это случилось у Вас.
- Почему?
- У нас таких врачей нет.

Ситуация меняется на противоположную в условиях безработицы. Поскольку миллионы людей не заняты в производстве, бюджет пуст. Денег на медицину и спорт брать негде. Готовых специалистов для замены достаточно. Медицина теряет свою рентабельность. Теперь её можно отнести к сугубо социальной сфере и финансировать по остаточному принципу.

Правда, есть элита. Она хочет, чтобы её лечили. Причём современными средствами. Поэтому, обладая властью и деньгами, она делает здравоохранение платным. Именно этот процесс превращения народной медицины в медицину для избранных мы сейчас и наблюдаем. Здравоохранение из элемента экономической системы превращается в часть социальной сферы. Причём с явно дискриминационным характером. Сложное современное лечение становится доступно только богатым.

Можно возразить: в развитых странах успешно функционирует платная медицина с системой страхования. Это так. Но только в богатых странах. Там зарплата достаточна для отчислений на страховую медицину. У нас же, все доходы людей, проживающих на пенсию и заработную плату, не превышающую среднего уровня, направляются на пропитание и коммунальные услуги.

Наша экономика для платной медицины ещё не созрела. Каждому овощу своё время. Прийти к платной медицине мы можем только вместе с успехами в экономике. Успехи же в экономике возможны при полной занятости и доступной медицине. Таким образом, доступная медицина является одним из факторов экономического роста.

Отказываясь от доступного медицинского обслуживания и развитой системы здравоохранения в целом, нельзя забывать, что четверть века назад народ отказался от социализма, но остался приверженцем социального государства. Т.е. государства, деятельность которого пронизана социальной ответственностью. Эта ответственность растворяется, превращаясь в ответственность перед олигархами. Это путь к пропасти.

Андрей Криворак, экономический эксперт






Друкувати
Найбільш популярні матеріали