Почему за 30 лет возврат к капитализму не привёл к удачеПолитэкономия как наука, исследующая общественное производство через призму приоритета производственных отношений, уже давно вышла из моды. Её уже не изучают в неэкономических ВУЗах, а кафедры политэкономии закрыты. Это вполне естественно. Ведь политэкономия включает в себя теорию классов, которая не увязывается с торжеством идеи частного предпринимательства и возможности каждого человека стать богатым. А, между тем, у политэкономии есть ответ на вопрос: почему за 30 лет веры и терпения возврат к капитализму не привёл к удаче?

Один из основополагающих законов политической экономии гласит, что производительные силы общества (люди, техника, технологии) должны соответствовать его производственным отношениям (законам, по которым живёт общество). Если этого не происходит, то между ними возникает противоречие, которое приводит к застою в экономике или смене производственных отношений. Так случилось в период падения Римской империи. Более эффективный труд свободного крестьянина вытеснил рабский труд и основанные на нём рабовладельческие отношения.

Когда развитие производительных сил привело к возникновению буржуазии и рабочего класса, феодальные отношения были вытеснены капиталистическими производственными отношениями. Но и капиталистическое общество не идеально. Чтобы в этом убедиться, не обязательно изучать Маркса. Достаточно почитать классиков мировой литературы: Драйзера, Джека Лондона, Дюма и др. У одних слоёв общества были деньги и власть, а у других – возможность трудиться на богатых и властных. Это неравенство привело к революции 1917 года. Но её результаты также несли в себе противоречия.

Большевистская диктатура, умело замаскированная под власть народа, позволила достичь значительных успехов в промышленности и социальной сфере; создать производительные силы, представленные советским народом, которые были одними из самых передовых в современном мире. Но, по своим производственным отношениям, страна оставалась диктаторской, т.е. аналогичной государствам древнего мира, а потому – обречённой. Действие закона соответствия было неотвратимым. Спустя 70 лет после своего рождения, первое в мире государство, предпринявшее попытку устройства нового общества, рухнуло. Народы вернулись в капитализм и обрели независимость от империи. Виток величайшего социального экспериментального эксперимента замкнулся.

Одним из последствий этого краха стало обретение Украиной независимости. Казалось бы, богатую во всех отношениях независимую Украину ждёт процветание. Но всё было не так просто. Капитализм как форма производственных отношений многогранен. Более того, он не является панацеей от всех бед. Что касается Украины, то для её мощных производительных сил требовались соответствующие им производственные отношения. Но партии, способной построить такие отношения, в стране не оказалось.

Первые руководители страны, занятые государственным строительством, не были намерены заниматься производственными отношениями, наивно полагая, что провозглашённый и законодательно закреплённый рынок все вопросы в экономики решит автоматически. И рынок решил. Но только не на том уровне, который соответствовал бы производительным силам. Сложился капитализм эпохи тридцатых годов прошлого столетия. Страна оказалась ввергнутой в глубокий экономический кризис. И пока он длился, не занятые в производстве производительные силы «успешно» разрушались.

В итоге, к началу третьего тысячелетия Украина оказалась с почти полностью разрушенными производительными силами и производственными отношениями, которые на целый век отстали от европейских производственных отношений. Об их соответствии даже не приходится говорить. И силы, и отношения требовалось создавать заново.

За тридцать лет независимости Украина не смогла породить партию, способную сформулировать и решить проблему соответствия производительных сил и производственных отношений. Сегодня общепринято, что производственные отношения современной Украины могут быть охарактеризованы как олигархический капитализм, главными чертами которого являются монополизм в общественном производстве, абсолютная политическая власть олигархов и презрение верхов к интересам украинского народа.

Производительные силы представляют собой остановленные и отсталые в технологическом отношении предприятия, а также население, лишённое специалистов в области промышленного производства. Кроме того, происходит постоянное сокращение численности населения, разрушение системы здравоохранения и образования. Ситуация, с точки зрения расцвета государства в ближайшем обозримом будущем, выглядит как безнадёжная.

Тем не менее, мировой опыт показывает, что экономические и социальные прорывы в подобных ситуациях вероятны. В большинстве случаев они связаны с приходом к власти сильных патриотически настроенных личностей. Но это уже вопрос политологии, который не имеет непосредственного отношения к теме настоящей статьи.

Андрей Криворак, кандидат экономических наук






Друкувати
Найбільш популярні матеріали